правила? я устанавливаю их сама.
18.12.2009 в 03:41
Пишет ТаШ@:История жизни человеческой...
"История жизни человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа"
(с) М.Ю.Лермонтов
Я бы хотела сказать, что именно с этой фразы зародилась моя любовь к своей профессии, но... всё было раньше. гораздо раньше.
Что такое психология? . . это мудрость человечества, записанная в книгах..
Мне часто приходится объяснять клиентам, откуда "растут уши" их сегодняшних проблем. Что их, например, неустроенность в личной жизни обусловлена событиями, произошедшими с ними в возрасте 3-4х лет, а то и раньше..
часто я говорю это и друзьям..
А так как многие из моих друзей периодически бывают здесь, я решила выложить сюда краткую периодизацию основных этапов личностного развития, на основании которой я и позволяю себе делать такие заявления.
Кроме того, эта информация будет весьма полезна тем, кто уже является родителем или собирается им стать.
искренне надеюсь, что хоть кому нибудь да пригодится))
Младенчество (0-12 мес.)Младенчество (0-12 мес.) – первый период эпохи раннего детства. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Преимущественное развитие получает мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста – развитие форм общения с близкими людьми.
Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни".
В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка – это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире.
Во втором полугодии младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца. Ограничения и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним миром достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.
Первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать.
Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения.
Если развитие на этой стадии проходило негармонично, у человека формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всеми предлагаемыми ресурсами. Развитие здесь может пойти двумя путями: пассивным и активным. Пассивный характер (формируется при недостаточном удовлетворении потребностей в первом полугодии жизни) у взрослого проявляется в том, что человек всю жизнь ищет, кто бы мог ему помочь. Активный характер (при недостаточном удовлетворении на втором полугодии): человек нацелен на то, чтобы где-то что-то достать, получить, узнать.
И менно на первом полугодии закладываются основы доверия или недоверия ко всему миру.
В этот период идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду в новых впечатлениях, он осваивает мир.
На этой стадии, как и на всех последующих стадиях, есть два пути развития: позитивный и негативный.
Позитивный путь:
1) ребёнок получает всё, что хочет. Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. С ребёнком разговаривают, его ласкают, баюкают. Ребёнок считает, что мир – это уютное место, а люди любят ребёнка, людей можно любить и им можно доверять. Чувство доверия не зависит от количества пищи.
2) готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.
Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.
«Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».
Негативный путь:
1)когда ребёнок не получает должного ухода, не видит любви, заботы, ребёнок отвергается матерью. Часто это дети, отвергнутые в семье. У ребёнка вырабатывается недоверие, подозрительность, боязливость по отношению к миру и к людям, возникает опасение за своё благополучие. Эта установка будет проявляться и на более поздних стадиях личностного развития.
Чувство недоверия может усилиться в следующих случаях:
а) ребёнок перестаёт быть для матери центром внимания; например, мать возвращается к тем занятиям, которые оставила (возобновляет карьеру);
б) рождение следующего ребёнка, мать переключает внимание на другого (младшего) ребёнка;
в) родители придерживаются противоположных принципов воспитания (таким образом, внимание родителей удалено от ребёнка, они спорят между собой, как воспитывать ребёнка, один делает одно, а другой – иное);
г) родители чувствуют себя неуверенно в новой роли (нет опыта);
Итог негативного пути: Формируется недоверие к другим людям, которое ребёнок несёт в другие, последующие стадии развития, недоверие – это груз, оно мешает развиваться, пессимизм.
Содержание конфликта: «Хочу быть любимым, но это не получается». У младенца острая депрессия, ребёнок уходит в себя и перестаёт реагировать на окружающих.
Проявление конфликта: Конфликт может выражается в психосоматических заболеваниях. У ребёнка поднимается температура тела, появляется сыпь, кашель, боли, ребёнок плачет, у него болит живот.
На этой стадии идёт формирование первого уровня идентичности и первых механизмов психологической защиты. Вырабатываются:
1)механизм проекции – приписывание окружающим каких – то свойств, это часто отрицательные свойства;
2)механизм интроекции – вбирание в себя источников внешних положительных состояний. Эти источники – родители, те, кто ухаживает за ребёнком, интроекция образов родителей – это первая ступень формирования идентичности.
Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э. Эриксона, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях.
Младенчество завершается кризисом первого года жизни (малый кризис), когда благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладении ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивирующих представлений распадается прежняя ситуация развития и создается основа выделения себя самого.
Ранний возраст (1-3 года).Ранний возраст (1-3 года).
Ведущая деятельность в этом возрасте предметно-манипулятивная, т.е. ребёнок активно манипулирует предметами, изучает их свойства и функции, их предназначение (из чашки пьют, расческой причесываются, зонтом укрываются от дождя).
Идет приучение ребенка к горшку. В норме взрослые приучают ребенка к горшку, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Взрослые не наказывают, а поощряют ребенка. Они дают ребенку позитивные эмоции. У ребенка эта норма усваивается.
Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка принимать некоторые запреты. Таким образом, начинают закладываться авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в жизни ребенка.
Проблемы в развитии возникают, если приучение к горшку происходит либо в слишком раннем возрасте либо в сверхстрогой манере приучения. Ребенка ругают, давая негативное подкрепление. Сигналами о негармоничном развитии могут быть энурез, расстройство желудка, нарушения в виде колита.
Опять же есть два варианта негативного развития. При первом, чем жестче родители пытаются навязать норму, тем хуже она усваивается ребёнком. Сила действия равна силе противодействия. В дальнейшей жизни человека любая норма будет встречаться в штыки. Такие люди чаще всего становятся творческими личностями.
В другом варианте развития ребёнок принимает норму изза страха наказания. Формируется установка на безукоризненное выполнение норм. Характерно нормативное поведение для человека – человек все говорит и делает «правильно», даже если это доставляет ему дискомфорт.
Примерно в два года ребенок начинает интенсивно говорить, он познает мир через собственные действия. Он пока ещё не делает обобщений о целом классе объектов или предметов. Ребенок не может продумать последствия цепи событий. Не понимает отличие между символом и объектом, который обозначен этим символом. К концу стадии ребенок начинает понимать, что одно слово может обозначать множество предметов.
В возрасте до трёх лет ребенку в основном доступна символическая репрезентация, т.е. использование действий, образов, слов, событий для представления собственных переживаний и реальных событий. Дети на этой стадии могут имитировать действия, знакомые роли, прошедшие события. В играх им необходимы предметы, которые способны изображать что-то. После 3х лет дети уже используют совершенно оторванные от игровой ситуации предметы или вообще обходятся без них. Ребенку трудно разграничить ментальную, физическую и социальную реальность.
На этом этапе закладываются основы самостоятельности или нерешительности в будущей жизни.
С двух до четырёх лет задача развития - в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.
До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людях. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно – мышечная система и речь, они начинают исследовать своё окружение и взаимодействовать с ним более независимо.
Ребёнок переживает окружающую действительность, он вторгается в мир, перед ним встают новые социальные задачи. У ребёнка развивается самостоятельность. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.
Позитивный путь:
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка (ребёнок сам одевается, завязывает шнурки, несмотря на то, сколько времени это занимает, и куда опаздывают родители.., и т.д.). В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.
Итог позитивного пути:
1) у ребёнка появляется самостоятельность; автономия;
2) у ребёнка вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой;
3) закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества;
4) вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки;
5) воля.
«Я владею своим телом», «Я умею контролировать себя».
Негативный путь:
1) родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки);
2) либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.
Итог негативного пути:
1)у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других;
2)закрепляется чувство стыда перед другими;
3)свой гнев ребёнок обращает на себя, желаю исчезнуть;
4)закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.
«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю».
Это деструктивный, разрушающий путь.
Содержание конфликта: «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».
Проявление конфликта: страх принятия решений, не владение аффектом, двигательная заторможенность, нерешительность.
Идентичность: когда ребёнок прыгает, бегает, он хочет обрести социальный статус того, кто хорошо бегает, высоко прыгает.
Если из этой стадии ребёнок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовётся на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.
Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии.
Дошкольный возраст (3-7 лет).Дошкольный возраст (3-7 лет).
Ведущая деятельность в этом возрасте сюжетно-ролевая игра. Ребёнок познаёт мир социальных и межличностных взаимоотношений, систему задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, основанную на принятии социальных ролей. Происходит формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру и рождающих личное отношение.
Ребенок уже отделяет ментальную реальность от физической ( кукла движется потому что её завели, а не потому что она живая). Он признает наличие других сил кроме воли человека, понимает, что может существовать несколько точек зрения, а понятия относительны. Но ребенку не хватает последовательности и систематичности в размышлениях.
Одним из наиважнейших процессов, происходящих на этом этапе развития, является формирование половой идентичности. Это освоение себя, своего «Я», принятие себя как представителя своего пола. На предыдущих стадиях у ребенка идет поло-ролевая идентификация по несущественным, второстепенным признакам. Напр., словесная идентификация (мальчик, девочка), имена, одежда, прическа.
К 3-м годам дети приходят к тому, что форма гениталий – это универсальный признак, характеризующий половую идентификацию. Ребенок начинает что-то понимать о форме гениталий, это проявляется в поведении. Особенности поведения: подглядывания, игры, манипуляции с гениталиями (это необходимый элемент нормального развития). Ребенок должен понять и принять своё тело.
Если взрослые с пониманием относятся к интересу ребенка к генитальной сфере, то он развивается нормально. Нарушение происходит, если идет неадекватное отношение со стороны взрослых ко всему происходящему. Это проявляется в жестких запретах, которые взрослые предъявляют к ребенку. Они ругают, бьют ребенка, если застают его за этим занятием.
Если ребенок воспитывается в ситуации, где есть жесткие запреты, то ребенок сталкивается с двойственностью посланий, которые идут от взрослых. Здесь опять же чаще всего развитие идёт двумя путями. Первый, если от родителей идёт абсолютизация запретных установок. У ребенка складывается установка, что это что-то грязное, о чем люди никогда не говорят. Это проявляется в том, что человек долго не может организовать свою жизнь. Внутренние табу и запреты очень мощные, они проявляются в неадекватном поведении в сфере межличностных, межполовых взаимоотношений. В другом варианте происходит абсолютизация другой части послания, что это очень ценная сфера, вокруг которой вращается жизнь. Это происходит, если родители активно поддерживают интерес ребёнка.
До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Такую привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.
Эдипов комплекс.
Связан с эмоционально-психологическими взаимоотношениями с родителями. На этом этапе у мальчиков возникает эротическое, сексуальное влечение к матери и ненависть к отцу. Первым исходным сексуальным объектом является мать. Специфические отношения с отцом: соперничество, противодействие в борьбе за мать. Комплекс: влечение к матери и телесный контакт с ней, соперничество с отцом за мать. «Если я все усвою, что умеет отец, мама выберет меня». Поэтому ребенок осваивает мужские дела, навыки, его суперэго формируется по мужскому типу. Но к концу этого периода комплекс разрешается. В 6 лет ребенок уже не позволяет маме гладить его, т.к. у него сложилось мужское суперэго. Сложились близкие отношения с отцом, ребенок отдаляется от матери, и это совершенно нормально.
Аналогом эдипова комплекса у девочек является комплекс Электры. Девочка испытывает сексуальное влечение к своему отцу и ненавидит мать. На этой стадии появляется негативное отношение к матери, неприятие. Девочки испытывают внутренний дискомфорт. Ее влечение наталкивается на противодействие мамы. Разрешается комплекс через идентификацию девочки с матерью. «Если я буду все уметь как мама, то тогда отец выберет меня». Такие мысли бессознательны. Девочка находится в контакте с матерью, повторяет ее действия, девочка осваивает женское суперэго. К концу стадии комплекс разрешается. Теперь девочка, следуя своему суперэго, не позволяет себе влечение к отцу. Возникает дистанция.
Об этих особенностях в развитии нужно знать и спокойно относиться к происходящему. Если родители неадекватно реагируют на «вдруг» появившуюся ревность со стороны ребёнка, или на его интерес к сексуальной сфере, то, таким образом, они скорее всего заложат почву для развития в будущем различных сексуальных девиаций.
В возрасте от четырёх до пяти лет формируются такие важные черты личности, как предприимчивость или чувство вины.
Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает «экономический этос культуры», то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут пристыживать и наказывать.
В это время социальный мир ребёнка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков.
Дошкольник уже приобрёл множество физических навыков, он умеет ездить на трёхколёсном велосипеде, умеет бегать, резать ножом и т.д. Ребёнок начинает придумывать себе занятия. Он начинает интересоваться трудом других людей, пробует новое. Ребёнок становится очень любознательным, энергичным, развивается его познавательная активность, у ребёнка формируются представления о том, каким он может стать человеком, границы дозволенного.
Позитивный путь:
1)взрослый поощряет инициативу ребёнка, когда ребёнок может бегать, прыгать и т.д.;
2)родители готовы подробно отвечать на все вопросы ребёнка.
3)взрослые позволяют ребёнку играть, фантазировать, они вступают в сотрудничество с ребёнком.
4)детям предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, они по своему желанию бегают, борются, катаются на санках, на коньках и т.д.
Итог позитивного пути:
1)у ребёнка вырабатывается и закрепляется предприимчивость, инициативность, целеустремлённость, активность, самостоятельность;
2)возникает чувство товарищества с родителями;
3)появляется способность к самонаблюдению и к самоуправлению.
4)ребёнок способен принимать на себя ответственность.
«Я могу делать много удивительных вещей». «Иногда мои возможности кажутся мне волшебными».
Негативный путь:
1)родители говорят, что игры утомительны и вредны;
2)вопросы ребёнка назойливы, фантазии бестолковы;
3)родители наказывают ребёнка за незначительные поступки.
4)родители показывают ребёнку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна.
Итог негативного пути:
1)ребёнок начинает чувствовать себя виноватым и приносит чувство вины за многие годы;
2)переживание постоянных неудач способствует возникновению чувства покорности и препятствует формированию инициативности; у ребёнка нет решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и достигать их.
3)ребёнок чувствует покинутость и чувство никчёмности. Такой ребёнок обычно боится постоять за себя.
4)пассивность.
«Я бываю таким ужасным, и другие так сердятся на меня за то, что я делаю, они готовы меня уничтожить».
Содержание конфликта: «Мне это любопытно, я хочу это исследовать, но это не понравится взрослым, потому что я всё делаю неправильно».
Проявление конфликта: страх, боязнь наказаний за тайные мысли и поступки. У взрослого человека проявляется в истерическом самоограничении и самоотрицании.
Идентичность: Стадия идентификации себя со взрослым определённого пола и освоение свойственных этому полу форм поведения.
Значение игры в этом возрасте очень велико. Когда дети играют, то они пытаются воссоздать ситуации, которые вызывали у них сильные эмоции. Этими эмоциями они стремятся овладеть, видоизменяя игровые модели пережитой действительности. Воспроизводя потрясшие ребёнка события и преобразуя их, дети выносят вовне свои переживания, закрепляют их за своими рисунками, поделками, игрушками, постройками. Тем самым ребёнок понимает свои эмоции, аффекты и освобождается от их болезненного и навящивого эффекта.
Игра – это естественный способ самоврачевания, который нам предлагает детство. Таким образом, игровая деятельность выполняет терапевтическую функцию.
Младший школьный возраст (7-12 лет)Младший школьный возраст (7-12 лет).
Ведущая деятельность – учебная. Ребёнок овладевает обобщенными способами действий в системе научных понятий. В процессе учения усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и о человеческих отношениях. Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта. То стадия конкретных операций. Ребенок может думать о действиях, которые осуществлял на практике, оперирует такими категориями как вес, объём, число. Использует в мышлении логику, умеет классифицировать, обобщать, объединять предметы в группы и подгруппы. Ребенок может принимать точку зрения другого человека, признавать, что другой человек может прийти к другим выводам. Благодаря общению со сверстниками, восприятие себя «центром мира» постепенно убывает, но эгоцентризм проявляется в другой форме- не может продумывать одновременно несколько путей решения и их проверки. Выдвигая гипотезу ребенок скорее отвергнет противоречащие факты, нежели признает неправильность своей гипотезы. Ребёнок овладевает способностю мысленно прослеживать изменение объекта (улавливать моменты трансформации), а так же менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию объекта.
На этой стадии характерно снижение полового интереса. Теперь для него первостепенным является освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, спорте, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Его переживания по поводу отношений со сверстниками и взрослыми сейчас очень важны.
В этом периоде закладываются такие личностные характеристики как умелость или неполноценность.
Стадия характеризуется включенностью ребёнка в новые социальные связи, включением в новую жизнь. У ребёнка обостряется интерес к тому, как устроены вещи как их можно освоить или приспособить. Период характеризуется возрастающими способностям ребёнка к логическому мышлению и самодисциплине.
Позитивный путь:
1)взрослые поощряют детей мастерить то, что им хочется, строить, а так же ломать и разбирать игрушки;
2)родители позволяют ребёнку довести начатое дело до конца;
3)родители хвалят ребёнка за результат, за то, что он сделал.
Итог позитивного пути:
1)у ребёнка вырабатывается умелость и творческое отношение к делу;
2)ребёнок развивает чувство компетентности;
3)развивается трудолюбие и способность к самовыражению в какой – то деятельности;
4)ребёнок научается повышать свою самооценку, опираясь на реальные достижения;
5)уверенность в себе.
Во взрослой жизни это выливается в представление о себе как о компетентном и творческом работнике.
«Мне нравится действовать и достигать результата, так как это даёт мне удовлетворение и признание окружающих, а также хорошую возможность общаться с другими людьми».
Негативный путь:
1)родители не поощряют занятия детей, так как видят в занятиях детей баловство.
Итог негативного пути:
1)у ребёнка развивается чувство неполноценности.
2)возникает низкий статус, потеря авторитета среди товарищей.
3)ребёнок может вообще разуверится в своих силах, у него возникает страх неудачи.
«Я ничтожество, в лучшем случае я могу добиться только того, чтобы другие люди узнали об этом по результатам моих идей».
Содержание конфликта: «Хочу признания, но не могу его добиться, потому что я ничтожество».
Проявление конфликта: Пассивность, нерешительность, низкая самооценка, низкий уровень притязаний.
Идентичность: В этом возрасте дети начинают идентифицировать себя с представителями определённых профессий.
Завершается кризисом 12 лет (большой кризис) – кризис перестройки отношений со взрослыми. Рождение особой формы самосознания – чувства взрослости («Я хочу быть и казаться взрослым»). Две особенности самосознания младших подростков: 1 – это чувство, а не рефлексия, переживание, стремление; 2 – социальная форма самосознания. Подросток стремится видеть себя в новой роли взрослого, открывает ее для себя, требует признания себя взрослым, уважения, учета своего мнения и равных прав.
Подростковый возраст (12-18 лет)Подростковый возраст (12-18 лет)
В младшем подростковом возрасте (12-15 лет) ведущая деятельность – интимно-личностной общение со сверстниками: установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание. В ходе личностно ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обуславливает высокую чувствительность этого возраста к моральному воспитанию. Формирование самооценки, критического отношения к окружающим, стремление к взрослости. Период преимущественного развития личностной сферы. Ребёнок стремится к независимости, к уважительному отношению со стороны взрослых к личной жизни подростков, к правам подростков.
Задумывается над собственными мыслями и мыслями других людей. Представляет себе, как он выглядит в глазах других людей.
Сосредоточенность на себе – эгоцентризм подростка ( подросток считает себя уникальным и неповторимым (чувство одиночества- никто меня не понимает), безрассудная храбрость (со мной никогда не случится того, что происходит с другими.
Подросток анализирует себя. Пытается вычислить реакции людей на его действия.
В старшем подростковом возрасте (15-17 лет) ведущая деятельность – учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий контексте предварительного профессионального самоопределения. Меняется характер учебной деятельности, она все больше приобретает характер деятельности по самообразованию (секции, курсы, репетиторы, хобби). С каждым годом растет мера самостоятельности и ответственности перед обществом.
В период от 12 до 20 лет развитие идёт двумя путями: путём идентификации личности или путём спутанности ролей.
Эта стадия охватывает подростковый и юношеский возраст и характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. Детство подходит к концу. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание; озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.
Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т.д. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы – смелым, привлекательным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации.
На этой стадии формируется устойчивое мировоззрение. Подросток должен осмыслить своё место в жизни, свои потребности. Задача подростка – объединить всё, что он знает, в единое целое (какой он сын (или какая дочь), какой он студент, спортсмен, музыкант) и спроецировать в будущее, тем самым подросток определяет свой дальнейший жизненный путь.
Подростки находятся в поисках идентификаций – усвоения образцов поведения значимых людей.
Позитивный путь:
Если ребёнок шёл по позитивному пути развития, то его шансы на успешную психосоциальную идентификацию увеличиваются. То есть если сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей значимости, то подросток создаёт целостную форму идентичности. Подросток находит себя.
«Я знаю, кто я и знаю, как строить свою будущую жизнь».
Итог позитивного пути:
Идентичность, подросток находит себя, своё «Я».
Негативный путь:
Если преобладал негативный путь развития (повышенное чувство вины, …), то такого подростка ждут трудности идентификации. У подростка наблюдаются симптомы спутанности ролей. Это неполное, фрагментарное представление о своей личности и о своих жизненных целях. Подросток не способен выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Происходит диффузия идентичности, подросток не может найти своё «Я», не осознаёт своих целей и желаний. Появляется чувство тревоги, опустошённости, страх перед обществом, презрение к окружающим, враждебность.
«Я не знаю, кто я и куда я иду».
Здесь характерна боязнь потерять идентичность, диффузность. Молодых людей одолевают сомнения относительно своих перспектив, возможностей, человек во всём сомневается (в себе и в других). Это обусловливает поведение в юношеском возрасте.
Особенности поведения:
1)нетерпимость и жёсткое отвержение мнений, вкусов и норм чужих групп;
2)склонность к образованию группировок, банд;
3)готовность безоглядно действовать за лидером, который предлагает чёткие и простые доктрины;
4)готовность отождествлять себя с лидером, даже потеряв собственную индивидуальность;
Симптомы юношеской диффузной идентичности:
а) внезапно развивается враждебность по отношению к ролям, предлагаемым и желаемым в семье;
б) презрение, которое распространяется на всё национальное;
в) своё не ценится, где – то намного лучше.
г) ощущение тревоги, изолированности от мира, ощущение опустошённости, неспособность сделать выбор или принять решение.
Итог негативного пути:
Диффузия идентичности, тревога, одиночество, «путаница ролей», враждебность, подросток не нашёл своё «Я».
Ранняя зрелость (19-25 лет)Ранняя зрелость. Выбор между интимностью и изоляцией.
Охватывает период от 19 до 25 лет.
Это формальное начало взрослой жизни, период раннего брака, ухаживаний, начало семейной жизни. Молодые люди ориентируются на получение профессии и устройство в жизни. Только теперь человек по – настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком (как в сексуальном, так и в социальном плане).
Позитивный путь:
Интимность – это многоплановый термин. Интимность – это сокровенное чувство, которое мы испытываем к родственникам и близким.
Собственно интимность – это готовность слить свою идентичность с идентичностью другого человека, не боясь потерять нечто в себе. Эта интимность обеспечивает прочность брака, стабильность. Чувство интимности нельзя испытать до тех пор, пока человек не достиг стабильной идентичности. Для того чтобы человек мог находиться в интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы он обладал своей идентичностью. То есть человек должен чётко представлять, кто он и что он собой представляет.
Молодой человек не боится теперь утраты своего «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с «другими».
Итог позитивного пути:
Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь.
Негативный путь:
Изоляция. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощённости собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать лишь в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты.
Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир. Существует опасность, что эти стремления могут превратиться в личностные качества - в чувство изоляции и одиночества. Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь.
Итог негативного пути: чувство одиночества, социального вакуума и социальной изоляции.
Средняя зрелость (26-64 года)Средняя зрелость: продуктивность или инертность.
от 26 до 64 лет
Позитивный путь:
Продуктивность проявляется вместе с озабоченностью человека благополучием следующего поколения, а также состоянием общества, в котором будет жить и работать это следующее поколение. Человек должен принять (либо отвергнуть) заботу о будущем поколении. Продуктивность присуща всем, кто руководит молодым людьми. Если продуктивность преобладает над инертностью, то проявляется такое положительное качество, как забота. Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии.
Итоги позитивного пути: творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворённость жизнью.
Негативный путь:
Те взрослые люди, кому не удаётся стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой. Основной предмет заботы – личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. Жизнь человека превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.
Итог негативного пути развития: у человека возникает чувство безнадёжности и бессмысленности жизни. Опустошённость.
Поздняя зрелость (старше 65 лет)Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека.
Она наступает, когда человеку исполняется 65 лет. Продолжается до конца жизни.
Восьмая стадия жизненного пути характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни - только в нем постепенно созревает плод всей жизни - целостность личности.
Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают собственные решения, вспоминают свои достижения и неудачи. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолеваю многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила, ухудшается здоровье. Человек приспосабливается к уединённому образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития.
Позитивный путь:
Интеграция. Чувство интеграции вытекает из способности человека охватить всю свою жизнь, просмотреть её и сказать: «Я доволен». Если это происходит, то неотвратимость смерти не страшит этих людей, потому что такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Именно в старости приходит настоящая зрелость и чувство мудрости.
Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям.
Итог позитивного пути: мудрость.
Негативный путь:
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать всё с начала или искать какие – то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Человек относится к своей жизни, как к череде не свершившихся планов. Жизнь – это череда ошибок. Человек понимает, что вновь пережить уже ничего нельзя. Появляется страх смерти, ощущение постоянной неудачливости, озабоченность тем, что ещё может случиться.
Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, сильной озлобленности.
Способы оказания помощи пожилым людям: они должны участвовать в каком – либо виде деятельности, а не размышлять о своём прошлом. Виды деятельностей: социальные программы, воспитание внуков, занятие политикой, оздоровительные физкультурные программы.
Итог негативного пути: разочарование в жизни.
URL записи"История жизни человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа"
(с) М.Ю.Лермонтов
Я бы хотела сказать, что именно с этой фразы зародилась моя любовь к своей профессии, но... всё было раньше. гораздо раньше.
«Всему начало здесь, в краю моём родном..»
«Что посеешь, то и пожнёшь»
Что такое психология? . . это мудрость человечества, записанная в книгах..
Мне часто приходится объяснять клиентам, откуда "растут уши" их сегодняшних проблем. Что их, например, неустроенность в личной жизни обусловлена событиями, произошедшими с ними в возрасте 3-4х лет, а то и раньше..
часто я говорю это и друзьям..
А так как многие из моих друзей периодически бывают здесь, я решила выложить сюда краткую периодизацию основных этапов личностного развития, на основании которой я и позволяю себе делать такие заявления.
Кроме того, эта информация будет весьма полезна тем, кто уже является родителем или собирается им стать.
искренне надеюсь, что хоть кому нибудь да пригодится))
Младенчество (0-12 мес.)Младенчество (0-12 мес.) – первый период эпохи раннего детства. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Преимущественное развитие получает мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста – развитие форм общения с близкими людьми.
Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни".
В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка – это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире.
Во втором полугодии младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца. Ограничения и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним миром достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.
Первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать.
Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения.
Если развитие на этой стадии проходило негармонично, у человека формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всеми предлагаемыми ресурсами. Развитие здесь может пойти двумя путями: пассивным и активным. Пассивный характер (формируется при недостаточном удовлетворении потребностей в первом полугодии жизни) у взрослого проявляется в том, что человек всю жизнь ищет, кто бы мог ему помочь. Активный характер (при недостаточном удовлетворении на втором полугодии): человек нацелен на то, чтобы где-то что-то достать, получить, узнать.
И менно на первом полугодии закладываются основы доверия или недоверия ко всему миру.
В этот период идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду в новых впечатлениях, он осваивает мир.
На этой стадии, как и на всех последующих стадиях, есть два пути развития: позитивный и негативный.
Позитивный путь:
1) ребёнок получает всё, что хочет. Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. С ребёнком разговаривают, его ласкают, баюкают. Ребёнок считает, что мир – это уютное место, а люди любят ребёнка, людей можно любить и им можно доверять. Чувство доверия не зависит от количества пищи.
2) готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.
Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.
«Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».
Негативный путь:
1)когда ребёнок не получает должного ухода, не видит любви, заботы, ребёнок отвергается матерью. Часто это дети, отвергнутые в семье. У ребёнка вырабатывается недоверие, подозрительность, боязливость по отношению к миру и к людям, возникает опасение за своё благополучие. Эта установка будет проявляться и на более поздних стадиях личностного развития.
Чувство недоверия может усилиться в следующих случаях:
а) ребёнок перестаёт быть для матери центром внимания; например, мать возвращается к тем занятиям, которые оставила (возобновляет карьеру);
б) рождение следующего ребёнка, мать переключает внимание на другого (младшего) ребёнка;
в) родители придерживаются противоположных принципов воспитания (таким образом, внимание родителей удалено от ребёнка, они спорят между собой, как воспитывать ребёнка, один делает одно, а другой – иное);
г) родители чувствуют себя неуверенно в новой роли (нет опыта);
Итог негативного пути: Формируется недоверие к другим людям, которое ребёнок несёт в другие, последующие стадии развития, недоверие – это груз, оно мешает развиваться, пессимизм.
Содержание конфликта: «Хочу быть любимым, но это не получается». У младенца острая депрессия, ребёнок уходит в себя и перестаёт реагировать на окружающих.
Проявление конфликта: Конфликт может выражается в психосоматических заболеваниях. У ребёнка поднимается температура тела, появляется сыпь, кашель, боли, ребёнок плачет, у него болит живот.
На этой стадии идёт формирование первого уровня идентичности и первых механизмов психологической защиты. Вырабатываются:
1)механизм проекции – приписывание окружающим каких – то свойств, это часто отрицательные свойства;
2)механизм интроекции – вбирание в себя источников внешних положительных состояний. Эти источники – родители, те, кто ухаживает за ребёнком, интроекция образов родителей – это первая ступень формирования идентичности.
Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э. Эриксона, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях.
Младенчество завершается кризисом первого года жизни (малый кризис), когда благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладении ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивирующих представлений распадается прежняя ситуация развития и создается основа выделения себя самого.
Ранний возраст (1-3 года).Ранний возраст (1-3 года).
Ведущая деятельность в этом возрасте предметно-манипулятивная, т.е. ребёнок активно манипулирует предметами, изучает их свойства и функции, их предназначение (из чашки пьют, расческой причесываются, зонтом укрываются от дождя).
Идет приучение ребенка к горшку. В норме взрослые приучают ребенка к горшку, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Взрослые не наказывают, а поощряют ребенка. Они дают ребенку позитивные эмоции. У ребенка эта норма усваивается.
Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка принимать некоторые запреты. Таким образом, начинают закладываться авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в жизни ребенка.
Проблемы в развитии возникают, если приучение к горшку происходит либо в слишком раннем возрасте либо в сверхстрогой манере приучения. Ребенка ругают, давая негативное подкрепление. Сигналами о негармоничном развитии могут быть энурез, расстройство желудка, нарушения в виде колита.
Опять же есть два варианта негативного развития. При первом, чем жестче родители пытаются навязать норму, тем хуже она усваивается ребёнком. Сила действия равна силе противодействия. В дальнейшей жизни человека любая норма будет встречаться в штыки. Такие люди чаще всего становятся творческими личностями.
В другом варианте развития ребёнок принимает норму изза страха наказания. Формируется установка на безукоризненное выполнение норм. Характерно нормативное поведение для человека – человек все говорит и делает «правильно», даже если это доставляет ему дискомфорт.
Примерно в два года ребенок начинает интенсивно говорить, он познает мир через собственные действия. Он пока ещё не делает обобщений о целом классе объектов или предметов. Ребенок не может продумать последствия цепи событий. Не понимает отличие между символом и объектом, который обозначен этим символом. К концу стадии ребенок начинает понимать, что одно слово может обозначать множество предметов.
В возрасте до трёх лет ребенку в основном доступна символическая репрезентация, т.е. использование действий, образов, слов, событий для представления собственных переживаний и реальных событий. Дети на этой стадии могут имитировать действия, знакомые роли, прошедшие события. В играх им необходимы предметы, которые способны изображать что-то. После 3х лет дети уже используют совершенно оторванные от игровой ситуации предметы или вообще обходятся без них. Ребенку трудно разграничить ментальную, физическую и социальную реальность.
На этом этапе закладываются основы самостоятельности или нерешительности в будущей жизни.
С двух до четырёх лет задача развития - в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.
До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людях. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно – мышечная система и речь, они начинают исследовать своё окружение и взаимодействовать с ним более независимо.
Ребёнок переживает окружающую действительность, он вторгается в мир, перед ним встают новые социальные задачи. У ребёнка развивается самостоятельность. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.
Позитивный путь:
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка (ребёнок сам одевается, завязывает шнурки, несмотря на то, сколько времени это занимает, и куда опаздывают родители.., и т.д.). В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.
Итог позитивного пути:
1) у ребёнка появляется самостоятельность; автономия;
2) у ребёнка вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой;
3) закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества;
4) вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки;
5) воля.
«Я владею своим телом», «Я умею контролировать себя».
Негативный путь:
1) родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки);
2) либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.
Итог негативного пути:
1)у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других;
2)закрепляется чувство стыда перед другими;
3)свой гнев ребёнок обращает на себя, желаю исчезнуть;
4)закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.
«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю».
Это деструктивный, разрушающий путь.
Содержание конфликта: «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».
Проявление конфликта: страх принятия решений, не владение аффектом, двигательная заторможенность, нерешительность.
Идентичность: когда ребёнок прыгает, бегает, он хочет обрести социальный статус того, кто хорошо бегает, высоко прыгает.
Если из этой стадии ребёнок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовётся на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.
Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии.
Дошкольный возраст (3-7 лет).Дошкольный возраст (3-7 лет).
Ведущая деятельность в этом возрасте сюжетно-ролевая игра. Ребёнок познаёт мир социальных и межличностных взаимоотношений, систему задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, основанную на принятии социальных ролей. Происходит формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру и рождающих личное отношение.
Ребенок уже отделяет ментальную реальность от физической ( кукла движется потому что её завели, а не потому что она живая). Он признает наличие других сил кроме воли человека, понимает, что может существовать несколько точек зрения, а понятия относительны. Но ребенку не хватает последовательности и систематичности в размышлениях.
Одним из наиважнейших процессов, происходящих на этом этапе развития, является формирование половой идентичности. Это освоение себя, своего «Я», принятие себя как представителя своего пола. На предыдущих стадиях у ребенка идет поло-ролевая идентификация по несущественным, второстепенным признакам. Напр., словесная идентификация (мальчик, девочка), имена, одежда, прическа.
К 3-м годам дети приходят к тому, что форма гениталий – это универсальный признак, характеризующий половую идентификацию. Ребенок начинает что-то понимать о форме гениталий, это проявляется в поведении. Особенности поведения: подглядывания, игры, манипуляции с гениталиями (это необходимый элемент нормального развития). Ребенок должен понять и принять своё тело.
Если взрослые с пониманием относятся к интересу ребенка к генитальной сфере, то он развивается нормально. Нарушение происходит, если идет неадекватное отношение со стороны взрослых ко всему происходящему. Это проявляется в жестких запретах, которые взрослые предъявляют к ребенку. Они ругают, бьют ребенка, если застают его за этим занятием.
Если ребенок воспитывается в ситуации, где есть жесткие запреты, то ребенок сталкивается с двойственностью посланий, которые идут от взрослых. Здесь опять же чаще всего развитие идёт двумя путями. Первый, если от родителей идёт абсолютизация запретных установок. У ребенка складывается установка, что это что-то грязное, о чем люди никогда не говорят. Это проявляется в том, что человек долго не может организовать свою жизнь. Внутренние табу и запреты очень мощные, они проявляются в неадекватном поведении в сфере межличностных, межполовых взаимоотношений. В другом варианте происходит абсолютизация другой части послания, что это очень ценная сфера, вокруг которой вращается жизнь. Это происходит, если родители активно поддерживают интерес ребёнка.
До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Такую привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.
Эдипов комплекс.
Связан с эмоционально-психологическими взаимоотношениями с родителями. На этом этапе у мальчиков возникает эротическое, сексуальное влечение к матери и ненависть к отцу. Первым исходным сексуальным объектом является мать. Специфические отношения с отцом: соперничество, противодействие в борьбе за мать. Комплекс: влечение к матери и телесный контакт с ней, соперничество с отцом за мать. «Если я все усвою, что умеет отец, мама выберет меня». Поэтому ребенок осваивает мужские дела, навыки, его суперэго формируется по мужскому типу. Но к концу этого периода комплекс разрешается. В 6 лет ребенок уже не позволяет маме гладить его, т.к. у него сложилось мужское суперэго. Сложились близкие отношения с отцом, ребенок отдаляется от матери, и это совершенно нормально.
Аналогом эдипова комплекса у девочек является комплекс Электры. Девочка испытывает сексуальное влечение к своему отцу и ненавидит мать. На этой стадии появляется негативное отношение к матери, неприятие. Девочки испытывают внутренний дискомфорт. Ее влечение наталкивается на противодействие мамы. Разрешается комплекс через идентификацию девочки с матерью. «Если я буду все уметь как мама, то тогда отец выберет меня». Такие мысли бессознательны. Девочка находится в контакте с матерью, повторяет ее действия, девочка осваивает женское суперэго. К концу стадии комплекс разрешается. Теперь девочка, следуя своему суперэго, не позволяет себе влечение к отцу. Возникает дистанция.
Об этих особенностях в развитии нужно знать и спокойно относиться к происходящему. Если родители неадекватно реагируют на «вдруг» появившуюся ревность со стороны ребёнка, или на его интерес к сексуальной сфере, то, таким образом, они скорее всего заложат почву для развития в будущем различных сексуальных девиаций.
В возрасте от четырёх до пяти лет формируются такие важные черты личности, как предприимчивость или чувство вины.
Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает «экономический этос культуры», то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут пристыживать и наказывать.
В это время социальный мир ребёнка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков.
Дошкольник уже приобрёл множество физических навыков, он умеет ездить на трёхколёсном велосипеде, умеет бегать, резать ножом и т.д. Ребёнок начинает придумывать себе занятия. Он начинает интересоваться трудом других людей, пробует новое. Ребёнок становится очень любознательным, энергичным, развивается его познавательная активность, у ребёнка формируются представления о том, каким он может стать человеком, границы дозволенного.
Позитивный путь:
1)взрослый поощряет инициативу ребёнка, когда ребёнок может бегать, прыгать и т.д.;
2)родители готовы подробно отвечать на все вопросы ребёнка.
3)взрослые позволяют ребёнку играть, фантазировать, они вступают в сотрудничество с ребёнком.
4)детям предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, они по своему желанию бегают, борются, катаются на санках, на коньках и т.д.
Итог позитивного пути:
1)у ребёнка вырабатывается и закрепляется предприимчивость, инициативность, целеустремлённость, активность, самостоятельность;
2)возникает чувство товарищества с родителями;
3)появляется способность к самонаблюдению и к самоуправлению.
4)ребёнок способен принимать на себя ответственность.
«Я могу делать много удивительных вещей». «Иногда мои возможности кажутся мне волшебными».
Негативный путь:
1)родители говорят, что игры утомительны и вредны;
2)вопросы ребёнка назойливы, фантазии бестолковы;
3)родители наказывают ребёнка за незначительные поступки.
4)родители показывают ребёнку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна.
Итог негативного пути:
1)ребёнок начинает чувствовать себя виноватым и приносит чувство вины за многие годы;
2)переживание постоянных неудач способствует возникновению чувства покорности и препятствует формированию инициативности; у ребёнка нет решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и достигать их.
3)ребёнок чувствует покинутость и чувство никчёмности. Такой ребёнок обычно боится постоять за себя.
4)пассивность.
«Я бываю таким ужасным, и другие так сердятся на меня за то, что я делаю, они готовы меня уничтожить».
Содержание конфликта: «Мне это любопытно, я хочу это исследовать, но это не понравится взрослым, потому что я всё делаю неправильно».
Проявление конфликта: страх, боязнь наказаний за тайные мысли и поступки. У взрослого человека проявляется в истерическом самоограничении и самоотрицании.
Идентичность: Стадия идентификации себя со взрослым определённого пола и освоение свойственных этому полу форм поведения.
Значение игры в этом возрасте очень велико. Когда дети играют, то они пытаются воссоздать ситуации, которые вызывали у них сильные эмоции. Этими эмоциями они стремятся овладеть, видоизменяя игровые модели пережитой действительности. Воспроизводя потрясшие ребёнка события и преобразуя их, дети выносят вовне свои переживания, закрепляют их за своими рисунками, поделками, игрушками, постройками. Тем самым ребёнок понимает свои эмоции, аффекты и освобождается от их болезненного и навящивого эффекта.
Игра – это естественный способ самоврачевания, который нам предлагает детство. Таким образом, игровая деятельность выполняет терапевтическую функцию.
Младший школьный возраст (7-12 лет)Младший школьный возраст (7-12 лет).
Ведущая деятельность – учебная. Ребёнок овладевает обобщенными способами действий в системе научных понятий. В процессе учения усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и о человеческих отношениях. Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта. То стадия конкретных операций. Ребенок может думать о действиях, которые осуществлял на практике, оперирует такими категориями как вес, объём, число. Использует в мышлении логику, умеет классифицировать, обобщать, объединять предметы в группы и подгруппы. Ребенок может принимать точку зрения другого человека, признавать, что другой человек может прийти к другим выводам. Благодаря общению со сверстниками, восприятие себя «центром мира» постепенно убывает, но эгоцентризм проявляется в другой форме- не может продумывать одновременно несколько путей решения и их проверки. Выдвигая гипотезу ребенок скорее отвергнет противоречащие факты, нежели признает неправильность своей гипотезы. Ребёнок овладевает способностю мысленно прослеживать изменение объекта (улавливать моменты трансформации), а так же менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию объекта.
На этой стадии характерно снижение полового интереса. Теперь для него первостепенным является освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, спорте, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Его переживания по поводу отношений со сверстниками и взрослыми сейчас очень важны.
В этом периоде закладываются такие личностные характеристики как умелость или неполноценность.
Стадия характеризуется включенностью ребёнка в новые социальные связи, включением в новую жизнь. У ребёнка обостряется интерес к тому, как устроены вещи как их можно освоить или приспособить. Период характеризуется возрастающими способностям ребёнка к логическому мышлению и самодисциплине.
Позитивный путь:
1)взрослые поощряют детей мастерить то, что им хочется, строить, а так же ломать и разбирать игрушки;
2)родители позволяют ребёнку довести начатое дело до конца;
3)родители хвалят ребёнка за результат, за то, что он сделал.
Итог позитивного пути:
1)у ребёнка вырабатывается умелость и творческое отношение к делу;
2)ребёнок развивает чувство компетентности;
3)развивается трудолюбие и способность к самовыражению в какой – то деятельности;
4)ребёнок научается повышать свою самооценку, опираясь на реальные достижения;
5)уверенность в себе.
Во взрослой жизни это выливается в представление о себе как о компетентном и творческом работнике.
«Мне нравится действовать и достигать результата, так как это даёт мне удовлетворение и признание окружающих, а также хорошую возможность общаться с другими людьми».
Негативный путь:
1)родители не поощряют занятия детей, так как видят в занятиях детей баловство.
Итог негативного пути:
1)у ребёнка развивается чувство неполноценности.
2)возникает низкий статус, потеря авторитета среди товарищей.
3)ребёнок может вообще разуверится в своих силах, у него возникает страх неудачи.
«Я ничтожество, в лучшем случае я могу добиться только того, чтобы другие люди узнали об этом по результатам моих идей».
Содержание конфликта: «Хочу признания, но не могу его добиться, потому что я ничтожество».
Проявление конфликта: Пассивность, нерешительность, низкая самооценка, низкий уровень притязаний.
Идентичность: В этом возрасте дети начинают идентифицировать себя с представителями определённых профессий.
Завершается кризисом 12 лет (большой кризис) – кризис перестройки отношений со взрослыми. Рождение особой формы самосознания – чувства взрослости («Я хочу быть и казаться взрослым»). Две особенности самосознания младших подростков: 1 – это чувство, а не рефлексия, переживание, стремление; 2 – социальная форма самосознания. Подросток стремится видеть себя в новой роли взрослого, открывает ее для себя, требует признания себя взрослым, уважения, учета своего мнения и равных прав.
Подростковый возраст (12-18 лет)Подростковый возраст (12-18 лет)
В младшем подростковом возрасте (12-15 лет) ведущая деятельность – интимно-личностной общение со сверстниками: установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание. В ходе личностно ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обуславливает высокую чувствительность этого возраста к моральному воспитанию. Формирование самооценки, критического отношения к окружающим, стремление к взрослости. Период преимущественного развития личностной сферы. Ребёнок стремится к независимости, к уважительному отношению со стороны взрослых к личной жизни подростков, к правам подростков.
Задумывается над собственными мыслями и мыслями других людей. Представляет себе, как он выглядит в глазах других людей.
Сосредоточенность на себе – эгоцентризм подростка ( подросток считает себя уникальным и неповторимым (чувство одиночества- никто меня не понимает), безрассудная храбрость (со мной никогда не случится того, что происходит с другими.
Подросток анализирует себя. Пытается вычислить реакции людей на его действия.
В старшем подростковом возрасте (15-17 лет) ведущая деятельность – учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий контексте предварительного профессионального самоопределения. Меняется характер учебной деятельности, она все больше приобретает характер деятельности по самообразованию (секции, курсы, репетиторы, хобби). С каждым годом растет мера самостоятельности и ответственности перед обществом.
В период от 12 до 20 лет развитие идёт двумя путями: путём идентификации личности или путём спутанности ролей.
Эта стадия охватывает подростковый и юношеский возраст и характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. Детство подходит к концу. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание; озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.
Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т.д. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы – смелым, привлекательным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации.
На этой стадии формируется устойчивое мировоззрение. Подросток должен осмыслить своё место в жизни, свои потребности. Задача подростка – объединить всё, что он знает, в единое целое (какой он сын (или какая дочь), какой он студент, спортсмен, музыкант) и спроецировать в будущее, тем самым подросток определяет свой дальнейший жизненный путь.
Подростки находятся в поисках идентификаций – усвоения образцов поведения значимых людей.
Позитивный путь:
Если ребёнок шёл по позитивному пути развития, то его шансы на успешную психосоциальную идентификацию увеличиваются. То есть если сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей значимости, то подросток создаёт целостную форму идентичности. Подросток находит себя.
«Я знаю, кто я и знаю, как строить свою будущую жизнь».
Итог позитивного пути:
Идентичность, подросток находит себя, своё «Я».
Негативный путь:
Если преобладал негативный путь развития (повышенное чувство вины, …), то такого подростка ждут трудности идентификации. У подростка наблюдаются симптомы спутанности ролей. Это неполное, фрагментарное представление о своей личности и о своих жизненных целях. Подросток не способен выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Происходит диффузия идентичности, подросток не может найти своё «Я», не осознаёт своих целей и желаний. Появляется чувство тревоги, опустошённости, страх перед обществом, презрение к окружающим, враждебность.
«Я не знаю, кто я и куда я иду».
Здесь характерна боязнь потерять идентичность, диффузность. Молодых людей одолевают сомнения относительно своих перспектив, возможностей, человек во всём сомневается (в себе и в других). Это обусловливает поведение в юношеском возрасте.
Особенности поведения:
1)нетерпимость и жёсткое отвержение мнений, вкусов и норм чужих групп;
2)склонность к образованию группировок, банд;
3)готовность безоглядно действовать за лидером, который предлагает чёткие и простые доктрины;
4)готовность отождествлять себя с лидером, даже потеряв собственную индивидуальность;
Симптомы юношеской диффузной идентичности:
а) внезапно развивается враждебность по отношению к ролям, предлагаемым и желаемым в семье;
б) презрение, которое распространяется на всё национальное;
в) своё не ценится, где – то намного лучше.
г) ощущение тревоги, изолированности от мира, ощущение опустошённости, неспособность сделать выбор или принять решение.
Итог негативного пути:
Диффузия идентичности, тревога, одиночество, «путаница ролей», враждебность, подросток не нашёл своё «Я».
Ранняя зрелость (19-25 лет)Ранняя зрелость. Выбор между интимностью и изоляцией.
Охватывает период от 19 до 25 лет.
Это формальное начало взрослой жизни, период раннего брака, ухаживаний, начало семейной жизни. Молодые люди ориентируются на получение профессии и устройство в жизни. Только теперь человек по – настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком (как в сексуальном, так и в социальном плане).
Позитивный путь:
Интимность – это многоплановый термин. Интимность – это сокровенное чувство, которое мы испытываем к родственникам и близким.
Собственно интимность – это готовность слить свою идентичность с идентичностью другого человека, не боясь потерять нечто в себе. Эта интимность обеспечивает прочность брака, стабильность. Чувство интимности нельзя испытать до тех пор, пока человек не достиг стабильной идентичности. Для того чтобы человек мог находиться в интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы он обладал своей идентичностью. То есть человек должен чётко представлять, кто он и что он собой представляет.
Молодой человек не боится теперь утраты своего «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с «другими».
Итог позитивного пути:
Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь.
Негативный путь:
Изоляция. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощённости собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать лишь в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты.
Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир. Существует опасность, что эти стремления могут превратиться в личностные качества - в чувство изоляции и одиночества. Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь.
Итог негативного пути: чувство одиночества, социального вакуума и социальной изоляции.
Средняя зрелость (26-64 года)Средняя зрелость: продуктивность или инертность.
от 26 до 64 лет
Позитивный путь:
Продуктивность проявляется вместе с озабоченностью человека благополучием следующего поколения, а также состоянием общества, в котором будет жить и работать это следующее поколение. Человек должен принять (либо отвергнуть) заботу о будущем поколении. Продуктивность присуща всем, кто руководит молодым людьми. Если продуктивность преобладает над инертностью, то проявляется такое положительное качество, как забота. Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии.
Итоги позитивного пути: творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворённость жизнью.
Негативный путь:
Те взрослые люди, кому не удаётся стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой. Основной предмет заботы – личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. Жизнь человека превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.
Итог негативного пути развития: у человека возникает чувство безнадёжности и бессмысленности жизни. Опустошённость.
Поздняя зрелость (старше 65 лет)Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека.
Она наступает, когда человеку исполняется 65 лет. Продолжается до конца жизни.
Восьмая стадия жизненного пути характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни - только в нем постепенно созревает плод всей жизни - целостность личности.
Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают собственные решения, вспоминают свои достижения и неудачи. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолеваю многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила, ухудшается здоровье. Человек приспосабливается к уединённому образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития.
Позитивный путь:
Интеграция. Чувство интеграции вытекает из способности человека охватить всю свою жизнь, просмотреть её и сказать: «Я доволен». Если это происходит, то неотвратимость смерти не страшит этих людей, потому что такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Именно в старости приходит настоящая зрелость и чувство мудрости.
Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям.
Итог позитивного пути: мудрость.
Негативный путь:
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать всё с начала или искать какие – то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Человек относится к своей жизни, как к череде не свершившихся планов. Жизнь – это череда ошибок. Человек понимает, что вновь пережить уже ничего нельзя. Появляется страх смерти, ощущение постоянной неудачливости, озабоченность тем, что ещё может случиться.
Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, сильной озлобленности.
Способы оказания помощи пожилым людям: они должны участвовать в каком – либо виде деятельности, а не размышлять о своём прошлом. Виды деятельностей: социальные программы, воспитание внуков, занятие политикой, оздоровительные физкультурные программы.
Итог негативного пути: разочарование в жизни.
Приятной вам радости самопознания )))